История российской дальней авиации: с чего всё начиналось



Знаменитый писатель и печально известное происшествие

23 декабря — момент рождения отечественной дальнего воздухоплавания. В этот день в 1913 году успешно прошёл первый полёт «Ильи Муромца» — тяжёлого бомбардировщика на 4 моторах. Это был очередной триумф авиастроителя Игоря Сикорского, отправная точка в становлении самолётостроения такого типа.

До Первой мировой и после Революции

Истоки перелёты на значительные расстояния берут ещё в царской России. Потенциал изначально пассажирского транспорта был оценён правительством в начале Первой Мировой войны. В конце 1914 года императором Николаем II подписывается указ о создании целой эскадры военных воздушных судов с одноимённым названием. Наиболее талантливые инженеры собираются под руководство гениального Сикорского. Эскадра С-22 «Илья Муромец» стала первым в истории объединением такого рода.

Суда вели достойную службу на фронте, но, тем не менее, дальняя авиация за Войну 1914 – 1918 гг. была почти уничтожена. Из 60 боевых единиц около трети было потеряно в результате технических неполадок, и лишь один был сбит противником.

Возрождение «былинного героя» состоится уже в Советской России в 1918 году, когда вышел указ о формировании северной группы воздушных судов из трёх боевых самолётов. В полную силу рост начнётся с индустриализацией и пятилетними планами. Само же авиастроение дало толчок к развитию средств радиосвязи, картографии, метеонаблюдений и пр. смежных служб. Всеми этими достижениями мы пользуемся и сейчас.

Эпоха рекордов

С техническим развитием в 20 – 30 – е гг. XX века в СССР начинается целая серия рекордов дальности полётов. Открыл её Семён Шестаков в 1926 году, перелетев из Москвы в столицу Японии. В этом же году он в тандеме с Борисом Стерлиговым приземляется в Нью-Йорке.

Второй герой — Валерий Чкалов. Во второй половине 30-х он совершает беспосадочный полёт из Москвы в Петропавловск – Камчатский (1936), а также 62-часовой полёт в США через Северный полюс (1937). Помимо славы советской авиапромышленности, подвиги Чкалова принесли кратчайший путь из Европы в Северную Америку, а также закрепили статус СССР как главного исследователя Арктики.

Женщины тоже в стороне не остались: в 1938 году команда Гризодубовой, Расковой и Осипенко совершают беспосадочный полёт из столицы на Дальний Восток. Данный рекорд действителен и сейчас.

Стоит отметить, что все названные героические поступки совершены в тяжелейших погодных условиях и на грани человеческих возможностей.

Знаменитый писатель и печально известное происшествие

В истории отечественной авиации есть и тёмные страницы. Таким трагическим событием стало крушение самолёта «Максим Горький», построенного в честь юбилея творческой деятельности писателя. Спустя год после введения в эксплуатацию (1935) АНТ-20 «Максим Горький» рухнул на жилой посёлок. Человеческий фактор, ставший причиной разрушения машины, унёс 40 жизней.

Годы Великой Отечественной и современность

Свою мощь и прикладное значение тяжёлая дальняя авиация показала во время ВОВ, вступив в неравный бой уже в первые дни войны. Показательными стали бомбардировки глубокого вражеского тыла — Кёнигсберга, Кракова, Варшавы. Поистине легендарным стал налёт на Берлин в августе 1941, когда вся Европа была уверена в скорой гибели отступающих советских войск. «Рабочей лошадкой» в тот период был 4-х моторный Пе-8.

Традиции советского авиастроения не были утеряны. Главной гордостью современных ВВС Российской Федерации является разработка конструкторского бюро Туполева — Ту-160 (неофициально: «Белый лебедь»). С 1987 года и до сегодняшнего дня это крупнейший сверхзвуковой самолёт и самый массивный бомбардировщик.


Автор: Анатолий Печенога
+ +1 -

Комментарии:


Новости партнеров:


  • Рейтинг@Mail.ru
  • Яндекс.Метрика