Воздушные подвиги Белой Лилии

Воздушные подвиги Белой Лилии


Королева истребителей, богиня авиации, ас в юбке — так говорили о Лидии Литвяк. Ее справедливо считают самой результативной летчицей в истории Второй мировой. На ее счету 186 боевых вылетов, 14 сбитых самолетов и один аэростат. Ей не исполнилось и 22 лет, когда очередной полет стал для нее последним…

Девушка-истребитель

Легендарная летчица Лидия Литвяк появилась на свет в Москве 21 августа 1921 года, когда страна праздновала Всесоюзный день авиации. Это мистическое совпадение всегда было предметом гордости девушки, с ранних лет испытывавшей неподдельный интерес к самолетам. В 14 лет Лиля, как привыкли ее называть близкие, стала посещать Центральный аэроклуб имени Чкалова. Спустя год, в 15-летнем возрасте, она впервые самостоятельно поднялась в небо. Перед войной Лиля успела окончить Херсонскую авиашколу, получила статус летчика-инструктора. Местом ее работы стал Калининский аэроклуб, где она выпустила 45 курсантов.

С первых же месяцев войны Лиля стремилась на передовую. Добиться желаемого ей удалось лишь в 1942 году, когда Сталин отдал распоряжение о формировании трех «женских авиаполков» под руководством летчицы Марины Расковой. В их числе был 586-й истребительный авиационный полк, где и стала служить Лидия Литвяк. Правда, чтобы ее туда взяли, будущая королева истребителей решилась на обман — на бумаге «прибавила» себе 100 часов налета, которых ей не хватало для зачисления в состав полка. Так началась ее короткая, но яркая воздушная одиссея.

В сентябре 1942 года юная летчица поступила в распоряжение 437-го ИАП, участвующего в боях за Сталинград. Буквально в одном из первых боев Лиля в жестком противостоянии взяла верх над вражеским истребителем Me-109. Сбитый ею немецкий пилот был взят в плен. Он сначала не поверил, что его, кавалера Рыцарского креста, привыкшего выходить из воздушных боев победителем, могла сбить юная хрупкая девушка. Но затем досада немца уступила место восхищению. Он снял с себя награды, чтобы отдать их Лидии - в знак преклонения перед ее силой духа и боевым мастерством.

«Лилия-44»

О решительности, смелости, хладнокровии и необыкновенной удачливости Лидии Литвяк среди авиаторов ходили легенды. В очередном сражении «Як» летчицы подбили. Ей чудом удалось посадить машину, но территория, куда она смогла приземлиться, принадлежала противнику. Ее выручил летчик-штурмовик. Он с воздуха открыл огонь по противнику, вынудивший немцев залечь, спустился к Лиле и забрал ее.

Подвиги летчицы были высоко оценены командованием. 23 февраля 1943 года пришло известие о награждении ее орденом Красной Звезды. На фюзеляже Лилиного «Яка» горело уже восемь звезд, символизирующих боевые победы. Но ее истребитель узнавали на фронте по особому знаку – изображенного на нем цветка белой лилии. Он появился по инициативе самой Лили, откликавшейся на радиопозывной «Белая Лилия-44». Две четверки были номерным знаком ее борта. Так за девушкой закрепилось прозвище «Белая лилия Сталинграда».

Воздушный бой, развернувшийся 22 марта над Ростовом-на-Дону, закончился для летчицы тяжелым ранением ноги. Тем не менее ей удалось посадить «Як», хотя он был поврежден. Чуть подлечившись в госпитале, она поехала не домой, куда ее отправляли, а в родной полк — воевать.

После перевода в 296-й ИАП Лидию Литвяк поставили ведомой к опытному летчику Алексею Соломатину, командующему эскадрильей. В огне сражений родилась их любовь, яркой вспышкой озарившая жизнь обоих. В апрельский день 43-го года они стали мужем и женой.

Май 43-го для Лидии Литвяк ознаменовался новыми подвигами в воздушных

сражениях, за которые она была удостоена ордена Красного Знамени. Но эта радость вскоре померкла от удара, который нанесла девушке судьба. Сначала геройски погиб муж, а спустя всего полтора месяца во время очередного боевого вылета Лиля потеряла верную подругу Екатерину Буданову.

Но в горниле сражений было не до личной скорби. В том же 43-м, в последних числах июля Лидия вместе с товарищами по эскадрилье вела ожесточенные воздушные бои на реке Миус, направленные на прорыв обороны противника.

1 августа выдалось поистине жарким. Четыре раза подряд в течение дня Лидия поднимала свой «Як» и летела на очередное боевое задание. На обратном пути, когда, казалось, все самое страшное позади, «Як» Белой Лилии был подбит. Что с ним случилось дальше, не понял никто – самолет ушел в облака.

Полет в вечность

Почти 40 лет судьба Лидии Литвяк оставалась неизвестной. «Пропала без вести» - значилось в официальных данных. Но однополчанам трудно было смириться с фактом, что она исчезла бесследно. Ее поиски начались сразу после войны. Как удалось выяснить, обломки рухнувшего боевого самолета жители близлежащего хутора сдали на металлолом. На одном из них они разглядели белую лилию. Лишь намного позже выяснилось, что 29 июля 1969 года в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области состоялось братское захоронение. В числе других были преданы земле останки безымянной летчицы, найденные в окрестностях хутора Кожевня местными ребятами. Юные следопыты из школы №1 г. Красный Луч, провели свое расследование и установили, что погибшей летчицей является Лидия Литвяк.

В 1971 г. белые пятна в судьбе легендарной летчицы были окончательно ликвидированы. Формулировка «пропала без вести» в отношении Белой Лилии была официально заменена на другую – «признана погибшей при выполнении боевого задания».

Беспримерное мужество, проявленное Лидией Владимировной Литвяк в боях за Родину, стало основанием для присвоения ей в 1990 году звания Героя Советского Союза посмертно. Ее имя вписано в Книгу рекордов Гиннеса как женщины-летчика, которой принадлежит наибольшее количество побед в воздушных сражениях

 

 

Автор: Елена Краснова

+ +1 -
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Рейтинг@Mail.ru
  • Яндекс.Метрика