Дети, которые пережили оккупацию немцев



 

Великая Отечественная война отразилась на каждой семье, каждом человеке, жившем в те страшные годы. Она разрушила жизни миллионов людей, а детей лишила самого главного – детства, в одночасье сделав их взрослыми, они были вынуждены помнить обо всех тех ужасах, через которые им пришлось пройти. 

Воспоминания о Великой Отечественной войне есть у каждого, кто был вынужден пройти через нее. Кто-то лично пережил трагедию, кто-то вспоминает рассказы своих родственников. Но одни из самых страшных воспоминаний – детские. Малыши и подростки, лишенные детства, они узнали, что такое боль, насилие, голод. Многие из них выжили, но до последнего хранили воспоминания о войне, навсегда врезавшиеся в их память. 

Они не тонули, как мячики 

Одна из трагедий Великой Отечественной войны – это массовое уничтожение еврейского народа. Многие из них помогали русским, давая им кров и еду, идя на риск. Как вспоминает Валя Юркевич, которой тогда было всего семь лет, их семью приютили пожилые евреи. Но в один обычный день хозяева были вынуждены пойти на верную смерть, чтобы вывести из-под удара русскую семью. Ведь по правилам фашистов, если русские не сообщили о евреях, то должны быть расстреляны, как враги. Поэтому старики не стали рисковать и сами пошли сдаваться в гетто. 

Валя с сестрой, узнав об этом, побежали к берегу Двины. Именно там всех евреев переправляли на другой берег, где располагалось гетто, на лодках. При этом катер дотаскивал лодку на середину реки, а дальше ее опрокидывали. Кто-то тонул, кто-то пытался добраться до берега вплавь. На глазах Вали и ее сестры погибла целая семья. Мать с отцом утонули сразу, а дети еще барахтались в воде, всплывая, как мячики, то в одном месте, то в другом, но фашисты их били веслами, заставляя тонуть. 

Вкус воды 

Одной из самых главных проблем в военные годы был недостаток в еде. Чувство голода жило в людях постоянно. Особенно остро это чувствовали дети, организм рос, требуя свое. А еды не было. По воспоминаниям десятилетней Веры Ташкиной, их семья была вынуждена есть воду. Да, простую воду, которую мать кипятила в большой кастрюле. Разлитая по мискам вода заменяла семье завтрак, обед и ужин, если не удавалось найти чего-то другого. 

Периодически мама Веры ходила на рынок, где меняла оставшиеся в доме вещи на картофель или кукурузу, а потом варила мамалыгу, но это было равносильно празднику. Как вспоминала Вера Ташкина, ей было жалко кошку, которая тоже старалась получить свою порцию, но кастрюля была вылизана до последней капельки. Даже запаха не оставалось. 

Свидетели насилия 

Многие дети лишь чудом выжили в те страшные годы. Фашисты не проявляли жалости ни к старикам, ни к малышам. Для них они были или целью, или игрушкой для развлечения. На глазах детей убивали и насиловали их матерей, сестер. 

Люде Андреевой в первый год немецкой оккупации было всего 5 лет, но она очень хорошо помнит, как мать спасла ее и себя от фашистских зверств. В тот день возле дома, где жила Люда с семьей, остановилась машина, в которой ехали немецкие солдаты. Что-то у них там сломалось, и они заставили маму Людмилы помогать в ремонте. Девочка оставалась в доме с бабушкой. Неожиданно вбежала мама, схватила Люду на руки и выбежала во двор, они спрятались под машиной, женщина затаила дыхание, прижав к себе испуганного ребенка. Немцы искали их, но так и не нашли. А вернувшись в дом, Люда увидела, что бабушка лежит без одежды, привязанная веревками к кровати. От страха девочка закричала, а мама с силой вывела ее из дома. 

Как вспоминает Валя Змитрович, которой тогда исполнилось 11 лет, фашисты неожиданно приехали к их дому и забрали маму с маленькой сестрой Галей. Женщина не хотела садиться в машину, ее начали бить. Она крикнула, чтобы дети ушли в дом. После этого Валя не видела свою маму и сестричку. Как позже выяснилось, женщину убили, предварительно выколов глаза, вырвав волос и отрезав грудь. А на маленькую девочку, спрятавшуюся под дерево, натравили собак, которые разорвали ребенка, при этом мама была еще жива и стала свидетельницей этого зверства. 

Наказание за помощь 

Пытки, расстрелы и казнь ждали тех, кто помогал партизанам, чьи мужья и братья служили командирами в рядах Советской армии, кто не выдавал раненых солдат. На глазах тринадцатилетней Веры Новиковой была повешена ее двоюродная сестра. Беременную девушку лишили жизни за то, что ее супруг командовал партизанами. Фашисты подвезли несчастную на санях к дереву, где была приготовлена веревка. Петлю накинули на шею, девушка успела лишь выдернуть из нее косу, сани тронулись, тело повешенной задергалось в петле. Согнанный на казнь народ закричал, несколько подростков, не сумевших сдержать слезы, были застрелены, так как проявлять жалость к пособникам партизан было запрещено. 

По воспоминаниям Кати Заяц, в первый день войны она стала свидетельницей, как немцы расправились со стариком Тодором, решившим помочь раненым солдатам. Он принес им простую одежду, чтобы они переоделись, сняв форму, но в это время в дом ворвались немцы. Раненых солдат тут же застрелили, а Тодора заставили копать яму. Катя Заяц, которой тогда было 12 лет, вспоминала, что старик не понимал, что от него хотят, когда яма была выкопана. Тогда фашисты просто толкнули его в яму и заставили в ней встать на колени. Потом выстрелили в него, но старик не упал, оставаясь на коленях. Немецкие солдаты просто закопали его. 

Дети 40-х годов прошлого века были вынуждены ворваться во взрослую жизнь через боль и ужасы войны, навсегда изменившей их мирный быт. Воспоминания о войне глазами детей – это страшная правда о военных годах, но они нужны, чтобы никогда не повторился подобный кошмар в современном мире.

+ 0 -

Комментарии:


Новости партнеров:


  • Рейтинг@Mail.ru
  • Яндекс.Метрика