Как получилось, что Чингисхана никогда не предавали, хотя у него была власть, которой завидовали все?



 

Римский полководец Луций Корнелий Сулла дважды захватывал Вечный город, впервые был избран бессрочным диктатором, провел реформы в пользу высшей аристократии и жестоко казнил участников партии своих противников. За год до смерти он отказался от власти, предложил согражданам судить себя за все свои деяния и стал передвигаться по городу без телохранителей.
Тем не менее, никто из римлян так и не посмел ни словом, ни делом высказать свое недовольство. Молчали даже родственники несправедливо казненных. 

Все дело было в том, что Сулла сочетал в себе компетентность и безжалостность до такой степени, что люди были слишком напуганы, чтобы поднять на него даже палец. Все были уверены, что любое покушение на его жизнь провалится, и знали, что цена неудачи будет невыразимо ужасной. 

Вот и Тэмуджин, сын Есугея, долго не знал предательства. По крайней мере, после того, как был провозглашен великим ханом всех монголов. Чтобы было легче понять, почему соратники опасались перечить ему (не говоря уже об измене), вот цитата, приписываемая Чингисхану: «Самая большая радость для мужчины – это побеждать врагов, гнать их перед собой, отнимать у них имущество, видеть, как плачут их близкие, ездить на их лошадях, сжимать в своих объятиях их дочерей и жен.» 

Внушительно, да? Вот и монголы серьезно прониклись. 

Но надо сказать, что до своего избрания великим ханом в 1206-м году жизнь Тэмуджина была полноценной историей предательства. 

Его отец Есугей был отравлен кочевниками из племени татар, с которыми к тому времени жил в мире. Его мачеха Сочихэл сообщила меркитам о местонахождении лагеря, что привело к набегу, в ходе которого похитили его жену. Друг его отца Тоорил, опасаясь роста его влияния, объявил ему войну. Его побратим Джамуха завидовал успехам Тэмуджина и стал нападать на его стада. Родственники ослушались его приказа не грабить противника до окончательной победы. Только что завоеванные тангуты нарушили обещание присылать на помощь войска.
Вот почему после прихода к власти предательство каралось Чингисханом строже всего. Даже телохранители его названного брата, а затем врага Джамухи, выдавшие своего хана, были казнены со словами: «За предательство – самое суровое наказание». 

Европейцы склонны демонизировать Чингисхана, потому что наша самооценка была задета тем фактом, что он мог уничтожить Европу просто по прихоти. Само его существование бросало вызов идее о том, что европейцы были любимы богом больше всех других. 

Но не стоит считать этого человека маньяком-кровопийцей. По сравнению с другими правителями степи, он был самым милосердным – старался оставлять воинов противника в живых, чтобы после взять их на свою службу. 

Конечно, Чингисхан был безжалостен. Но также он был очень умным и справедливым. И наращивал свои силы довольно медленно. Поэтому множество соратников прошли с ним путь с самого низа на самый верх. Эти люди годами воевали с ним плечом к плечу и верили в его лидерство. Удара в спину от них ждать не стоило.
К тому же, каждый потенциальный предатель знал, что его казнят потрясающе ужасным и необычным способом, и даже не пытался ничего сделать. Ха-ха. 
+ -1 -

Комментарии:


Новости партнеров:


  • Рейтинг@Mail.ru
  • Яндекс.Метрика