И.В. Сталин: ошибки великого вождя



И.В. Сталин: ошибки великого вождя

Различные исследователи - либералы практически сразу после смерти Иосифа Виссарионовича начали критиковать то, как он управлял страной. И дальше-больше, до настоящего момента на Сталина вылито уже столько грязи, что отличить правду от вымысла уже сложно. Да и, признаться, мало кому нужно... Больно приятно, видимо, очернять прошлое собственной страны, не пытаясь разобраться в причинах и следствиях подобных решений.

Вначале были обвинения, касающиеся отхода от ленинской политики (а теперь подумайте, каким образом страна закончила бы войну, если бы курс правительства оставался прежним). После - о сокрушительных просчетах во внешней политике. Затем - о преступлениях против человека и гуманности. В результате все привело к тому, что тем людям, которые хотели бы объективно судить о вожде, не хотелось говорить даже о тех ошибках, что действительно имели место быть, чтобы не вставать в один ряд с "аналитиками", которые считают приход к власти Сталина наихудшей трагедией, что произошла со страной за время ее существования.

Но сегодня мы попробуем вспомнить и проанализировать, какие ошибки допустил Сталин в действительности (кстати, вождь умел их признавать, о чем обычно почему-то умалчивают).

Ошибка первая: отправка Л.Троцкого за границу

Что интересно, этот пункт во многом показывает, что Сталин - не тот кровожадный и беспринципный убийца, которым его представляют противники. Если он столь безжалостен - почему бы не отправить своего главного противника в тот же ГУЛАГ, к тысячам других политических заключенных? Вместо этого Иосиф Виссарионович позволил Троцкому уехать в Стамбул, таки образом не вырвав с корнем троцкизм и не обезвредив (окончательно) самого Троцкого. Получилась обратная ситуация - приверженцы троцкизма на территории СССР ушли в тень, а на международной арене троцкизм привел к ожесточенным ссорам между коммунистами (что, кстати говоря, повлияло на приход к власти фашиста Франко в Испании). Вполне возможно, именно это и стало тем "камешком", который обрушил лавину гнева советского руководства. И, следом за лавиной - ледоруб Рамона Меркадера на голову Льва Троцкого.

Ошибка вторая: неверие в возможность нападения Германии на СССР

Этот момент довольно относителен. Сталин не то чтобы не допускал возможности нападения Германии (сведения о готовящемся наступлении не раз доходили до вождя). Он до последнего надеялся, что войны можно будет избежать, либо отсрочить ее. Даже по факту самого нападения он пытался уладить дело миром - для чего послал Молотова к послу Германии. В ответ на визит главы МИДа СССР посол зачитал меморандум, в котором Германия объявляла войну СССР.

Это все при том, что Сталин отчаянно пытался прийти к соглашению - подписал соглашения о ненападении с Германией и Японией, а если кто-то помнит, эти страны - участники Антикоминтерновского (читай, антисоветского, благо СССР - крупнейший представитель коммунистического интернационала) блока. Многое было сделано и для организации войск, которые должны были отпугнуть агрессоров. К сожалению, агрессором оказался именно фанатичный Гитлер, который отправил свою страну в пекло войны на два фронта, рассчитывая на молниеносные удары и поддержку Японии.

Здесь стоит говорить не сколько об ошибке, а скорее о фатальном стечении обстоятельств. Отчасти - вынужденно фатальном. Ведь если бы директива о подготовке армии и флота была выпущена раньше (а именно неготовность к войне часто вменяют в вину вождю), Германия среагировала бы на это, как на факт агрессии. А в исторически сложившейся ситуации агрессия Гитлера была абсолютно беспочвенной, что априори обеспечивало частичную поддержку Союза в мировом сообществе.

Ошибка третья: борьба с антисоветским (прогитлеровским) подпольем в Прибалтике и Украине была недостаточно сильной

Либералы обычно вменяют в вину Сталину чрезмерно жестокие действия. Кто-то даже говорит об оккупации Прибалтики советскими спецслужбами и войсками. Но факты говорят о том, что, фактически, подобной жесткости руководство СССР к прибалтийской и украинской оппозиции не проявляло.

Результат? Массовый уход бандеровцев, ведомых гитлеровской идеологией, в леса. Об их похождениях можно уже не говорить, их зверства в связи с недавними событиями в Украине вспомнили все. Особо жестокими были их действия в Галиции (многие вполне разумно считают, что ее присоединение к Союзу - также ошибка).

Фактически борьба с антисоветской оппозицией велась лишь до 50-х годов. К восьмидесятым у страны, пережившей горбачевщину, уже не было на это сил. И на территории Прибалтики, а также Западной Украине начался процесс реабилитации бандеровцев, доходящий даже до героизации.

Ну а спустя десятилетия бывшие бандеровцы и их последователи проходят торжественными маршами по Майдану, рушат памятники и стреляют в мирных жителей. Откуда бы взялось это (отмечу, весьма многочисленное) движение, если бы сталинское руководство было и впрямь столь тоталитарным и жестким, как ему приписывают? Как раз жесткости, а где-то даже и жестокости после войны руководству как раз было недостаточно (мол, от гитлеровцев и так настрадались). Дошло до отмены высшей меры наказания в 1947. Правда, после того, как по стране прокатилась волна тяжких преступлений, "вышку" быстренько вернули.

Ошибка четвертая: Сталин не отстранил от власти Хрущева, пока была возможность

Это отнюдь не первый и не последний случай, когда преемник (будь то страна или даже банальное рабочее место) во всех смертных грехах, равно как и в собственных просчетах, обвиняет предшественника. Но уж точно один из самых ярких. Можно сказать, что сама десталинизация и развенчание культа личности начались именно с него. Из его слов на съездах следовал вывод, будто страной управлял практически безумный, коварный, злобный параноик, что был озабочен лишь тем, чтобы всех неугодных - к стенке, остальных - по камерам.

В этом явная вина Иосифа Виссарионовича. Слишком много он прощал услужливому и, казалось бы, бесхитростному Хрущеву. Простил череду поражений на Юго-Западном фронте (вина Хрущева в том, что Харьков несколько раз пришлось сдавать фашистам, даже не подлежит обсуждению). Простил то, что сын Хрущева - Леонид - по "синей грусти" убившего сослуживца. Леонида судили и отправили на фронт, где он и пропал. Собственно, помните старую советскую поговорку: "Дорогой товарищ Сталин, на кого ты нас оставил?". Дыма без огня не бывает, народ прекрасно понимал, к чему может привести подобная политика. Она и привела - к ослаблению социализма и к таким очаровательным вещам, как "шестидесятники" и горбачевщина, которая и вколотила последний гвоздь в гроб некогда великой страны.


Автор: Evgeniy Zvyagin
+ +2 -

Комментарии:


Новости партнеров:


  • Рейтинг@Mail.ru
  • Яндекс.Метрика