История Московской власти в «лихих 90-х»



История Московской власти в «лихих 90-х»

Пережив тяжелый период «лихих 90-х», российская столица мало в чем изменилась. Москва не стоит на месте, развивается, растет, и жизнь в ней становится все дороже. Но система власти, выстроенная еще в 90-е, продолжает существовать, отделяя столицу от остальной страны, превращая ее в отдельное мини-государство. 

Свободные выборы погубили Моссовет 

Еще в годы становления советской власти Москвой управлял городской совет, члены которого принимали окончательные решения по всем ключевым вопросам. При этом Моссовет усиленно контролировал деятельность Мосгорисполкома, отвечающего за исполнительную ветвь власти в столице тогда еще Советского Союза. Удивительно, но ни смена советских правителей, ни политические интриги не смогли сломать систему управления, заработавшую в 1917 году, дав ей просуществовать до 1993 года, когда начала жить уже новая Россия. 

Впрочем, последние три года существования Моссовета были лишь формальностью и постсоветской агонией. А начало конца произошло в 1990 году – именно тогда членов высшего органа госвласти Москвы начали выбирать. Перемены, произошедшие в стране, уничтожившие Советский Союз, сделали и тут свое дело – 60% мест в Московском городском совете заняли представители новой партии «Демократическая Россия». Председателем обновленного органа власти избрали Гавриила Попова, а у руля исполнительной власти встал Юрий Лужков. 

Новая жизнь требовала гиперактивности, поэтому ветер перемен не жалел ничего и никого. Так первым мэром Москвы в новой России стал Гавриил Попов, но весьма быстро ученого, представляющего интересы научной интеллигенции, заставили уйти с поста, а на его место сел все тот же Лужков, показавший себя весьма жестким хозяйственником. В это же время Мосгорисполком прекратил существование, отдав исполнительные полномочия в руки Правительства Москвы. Сам Моссовет был распущен в октябре 1993 года, а на замену ему пришла Московская городская дума, во главе которой встал Владимир Платонов, занимавший пост председателя Мосгордумы до 2014 года. 

Районы вырастают в округа 

Удивительно, но в 90-е годы прошлого века в России, более того, в Москве к власти могла прийти реальная оппозиция. Именно такой силой противостояния и обладала «Демократическая Россия» - партия, предлагающая жить в новых условиях, стремиться к новым целям. После безоговорочной победы на выборах члены партии наглядно показали местным жителям, что они не любят долго говорить, а привыкли все быстро делать. 

Российская столица погрузилась в глобальные реформы городского управления. Более 30 районов города были фактически ликвидированы, а на их местах появились 10 крупных административных округов, подчиняющихся префектам. В конце июня 1995 года был принят Устав российской столицы, благодаря которому районы и административные округа получили самостоятельную власть в пределах своей территории. Контролировать их работу должно было руководство округов. В те годы районные управы могли проявить любую инициативу, главным условием было то, что деятельность управы не должна ухудшать жизнь населения района и противоречить общим нормам, установленным Правительством Москвы и мэром. 

Власть – дело семейное 

Что сейчас, что в 90-е годы прошлого века мэр Москвы обладал максимально возможным количеством полномочий. Он руководит основными департаментами, курирует работу управлений, возглавляет различные инспекции. Несмотря на возможность смены мэра при помощи выборов, сместить его с должности раньше положенного срока может лишь Президент России и премьер-министр. 

Учитывая, что с главой российского государства Борисом Ельциным столичный градоначальник Юрий Лужков был в самых благополучных отношениях, неудивительно, что ему прощалось многое, а на еще большее попросту закрывались глаза. Главным был результат – рост Москвы, ее надежность и процветание. Все это при хозяйственном Лужкове было. Но при этом мэр допускал особые положения для работы своих близких или людей, благоприятно оценивающих любые его решения. Так, в 1994 году жена Юрия Лужкова Елена Батурина решила открыть строительную компанию. Дело хорошее, особенно если супруг руководит городом, в котором и работает эта компания. Не трудно догадаться, что после этого фирма «Интеко» благополучно выигрывала лучшие строительные тендеры и получала «лакомые кусочки» в строительной сфере. Все это позволило попасть Елене Батуриной в список самых богатых женщин России, а позже и возглавить его. 

Вопросы в любой сфере жизнедеятельности в 90-е годы решались только при положительном решении лично мэра Москвы. Руководители бюджетных организаций, частных компаний должны были сделать все, чтобы попасть на беседу с градоначальником. В противном случае любой вопрос упирался в стену чиновничьего аппарата, не проходил дальше районных управ. И только добро от мэра Москвы позволяло сдвинуться делу с места. При этом Лужкова хвалили и неизменно голосовали за него на очередных выборах столичного градоначальника. Да иначе и быть не могло. Жители Москвы прекрасно помнили, как при мэре Гаврииле Попове кучи мусора разлетались по Красной площади, а коммунальные и прочие городские службы работали из рук вон плохо. Ситуация изменилась лишь при Лужкове, но за любые положительные перемены нужно было платить. И столица платила мэру собственной независимостью и свободой. 

Сейчас в современное время, достаточно зайти в интернет и узнать всю биографию о современных политиках, например зайдя на сайт https://riasv.ru/anastasiya-rakova/, можно узнать биографию вице-мэра Москвы.

Время не в силах изменить Москву 

Постепенно разгул лихих 90-х стал угасать, времена снова менялись. И вчерашние бандиты, выжившие в ходе нешуточных разборок, стремились попасть в кулуары власти. Многим из них удалось добраться до руководства комитетами, управлениями и прочими госструктурами. Эпоха бандитизма переросла в период государственной монополии, когда мелкие компании и предприятия, недвижимость быстро переходила из частных рук в государственные, а там где нельзя было сделать это открыто, государство выступало в качестве «патрона», учредителя или акционера. 

В это же время выборы в районные Собрания, в органы исполнительной власти стали лишь формальностью. Народу давали возможность воспользоваться правом, но не было никаких гарантий, что воля людей будет услышана. Потому что распределение высоких должностей происходило за закрытыми кабинетами власти. Так было при Лужкове в 90-е, так, по мнению московских депутатов, осталось и сейчас. Вертикаль власти, выстроенная на принципе принятия окончательного решения одним человеком, продолжает стоять и в современной Москве. Пока не будет действительно честных выборов, ситуацию нельзя ни исправить, ни улучшить. 

На сегодняшний день общество начинает потихоньку просыпаться, выбираться из кокона, в который оно было завернуто с конца 80-х годов. В 90-е у людей были другие заботы, они не обращали внимания на действие властей, радуясь наличию бытовых вещей: продуктов в магазинах, коммунальных благ дома, наличию работы. Сейчас люди начинают не только понимать, но и пытаются разобраться – что же вокруг происходит. И рано или поздно наступит время, когда система власти Москвы, созданная при Лужкове, продолжающая действовать при Собянине будет изменена, но уже не в кабинетах единоличным решением чиновников, а действительно народным мнением в ходе открытых и честных выборов и референдумов.

Комментарии:


Новости партнеров:


  • Рейтинг@Mail.ru
  • Яндекс.Метрика