На подлодке к полюсу: Они были первыми



На подлодке к полюсу: Они были первыми

В прессе недавно была опубликована статья о первой атомной субмарине СССР «Ленинский комсомол». Спустя полвека после заступления на боевое дежурство легендарной подводной лодке К-3 суждено стать музеем. К сожалению, в опубликованном материале отсутствовали имена и фамилии офицеров подводного корабля и его командира — Героя СССР Льва Жильцова, но такая цель перед автором публикации и не стояла. Мы же попытаемся восполнить недостаток информации о людях, с которыми связан подвиг К-3.

Пожар

Эпоха гласности открыла шлюзы секретности. В газетах и на телевидении стали появляться материалы обо всех и обо всём. Всплыли и скрытые за тяжёлыми дверями сейфов данные о трагедии, постигшей подводную лодку «Ленинский комсомол» в Норвежском море в сентябре 1967 года.

В тот день, 8 сентября, на субмарине, возвращавшейся с боевого дежурства в Средиземном море, случился пожар, поглотивший жизни 39 человек. И только высокое умение экипажа позволило избежать страшного исхода, поскольку никто даже сегодня не знает, как могли себя повести торпеды с ядерной начинкой. Сама субмарина в тот злополучный день вполне могла уйти на дно, предварив судьбу «Курска». Однако, профессионализм и отвага моряков-подводников позволили судну вернуться домой, хотя и приспустив флаг.

Строительство первой атомной

Ранее этого трагического подвига экипаж К-3 «Ленинский комсомол» совершил главный подвиг в своей боевой судьбе. Под командованием молодого капитана Льва Жильцова, которому в тот год исполнилось всего 34 года, субмарина впервые за историю подводного флота СССР прошла подо льдами к Северному полюсу.

Прежде чем стать командиром субмарины, Лев Жильцов успел послужить в должности старпома командира строящейся субмарины. Атомная лодка К-3 «Ленинский комсомол» сошла на воду весной 1958 года, а в начале лета приступили к её ходовым испытаниям. Учитывая, что целью создания первой советской атомной субмарины было сокращение отставания от Америки в освоении Северного полюса, испытатели гоняли лодку на максимальных режимах. Например, первым командиром подлодки Осипенко был совершён 300-мильный проход под кромкой льда. После завершения испытаний, первого командира на боевом посту сменил старший помощник Жильцов, поощрённый к тому же Орденом Ленина за активное участие в строительстве и ходовых испытаниях первой атомной субмарины.

Полюс

Начали готовиться к походу на «макушку» планеты. Когда всё уже было готово, возник вопрос о недостаточной радиационной защите экипажа. Вопрос доложили даже Хрущёву, но ответ Москвы был — лодку отправить на полюс. И вот летом 1962 года командир Жильцов повёл корабль под лёд, следуя курсом на север. На борту — ядерные торпеды, а карта — пустая сетка. Двигались наощупь. Акустики терялись из-за эха, отражаемого нависающей громадой льда. В походе сумели сделать географическое открытие, обнаружив огромный подводный хребет, позже названный в честь гидрографа Якова Гаккеля.

Когда приближались к полюсу, среди экипажа царило радостное возбуждение. И вот, наконец, последовал доклад штурмана корабля: лодка идёт над точкой Северного полюса. Случилось это 17. 07.62 г. в 6:50. Можно только представить состояние людей в тот момент: над головой 25-метровый слой льда, а внизу — точка полюса планеты.

Но и этого первопроходцам показалось мало: атомная субмарина, обнаружив поблизости подходящую полынью, всплыла, а часть экипажа высадилась на лёд, где состоялось торжественное поднятие флага СССР.

Награды — достойным

Уже через 5 дней моряки, участвовавшие в покорении Северного полюса, были удостоены высоких государственных наград: ордена и медали вручал лично Хрущев, встретившийся с экипажем на одной из северных баз. В список награждённых попали даже старшины и матросы. И это заслуженные награды! Этим походом был положен конец безраздельному господству подводного флота Великобритании, Канады и США в арктических водах, принадлежащих СССР.



Автор: Анатолий Печенога
+ +1 -

Комментарии:


Новости партнеров:


  • Рейтинг@Mail.ru
  • Яндекс.Метрика