1. Т-18, он же МС-1. Машина эта не отличалась какими-то выдающимися характеристиками, но без нее этот список обойтись никак не мог - ведь это первый танк отечественной разработки. Работы по его созданию велись в 1925-1927 годах. Т-18 применялись в 1929 году в ходе конфликта на КВЖД. В дальнейшем их заменили более совершенные модели, хотя есть сведения о том, что отдельные образцы этого танка применялись еще на начальном этапе Великой Отечественной войны.
2. БТ-7. Быстроходная колесно-гусеничная машина прекрасно подходила под концепцию наступательной маневренной войны. БТ-7 хорошо проявили себя во время сражения на Халхин-Голе. К сожалению, в начале Великой Отечественной войны Красной армии было не до стремительных наступательных операций, а вот недостаточное бронирование оказалось критическим недостатком этого танка. После катастрофических потерь 1941 года БТ-7 использовался очень ограниченно, хотя и прослужил до самого конца войны.
3. Т-34. Знаменитая "тридцатьчетверка", оружие победы. Принятая на вооружение незадолго до начала войны модель оказалась очень удачной - танк сочетал в себе отличную по состоянию на 1941 год защиту и огневую мощь с высокой скоростью и маневренностью. Еще более важными качествами в условиях полномасштабной войны оказались легкость эксплуатации и простота производства. До появления у немцев в 1942-1943 г.г. новых танков Т-IV, Т-V и Т-VI, Т-34 превосходил по своим характеристикам все машины противника. После глубокой модернизации 1943 года модель Т-34-85, вооруженная 85-мм орудием, смогла достаточно эффективно противостоять даже "Тиграм" и "Пантерам".
В итоге Т-34 составили основу танковый частей Красной Армии. На "тридцатьчетверке" воевал Дмитрий Лавриненко - самый результативный советский танкист, уничтоживший более пятидесяти танков противника.
4. КВ-1. Названный в честь Клима Ворошилова тяжелый танк наводил настоящий ужас на немцев в 1941 году - уничтожить 47-тонную машину штатными противотанковыми средствами Вермахта было предельно сложно. В прямом столкновении с КВ у немецких танков просто не было шансов. К сожалению, ненадежность многих узлов и сложность в эксплуатации в условиях 1941 года оказались критическими - очень много ценных машин было потеряно в связи с поломками.
5. ИС("Иосиф Сталин")-2. В 1944 году на смену КВ пришел более совершенный тяжелый танк, способный на равных бороться с новыми немецкими машинами. Впрочем, основная его задача состояла не в дуэлях с "Тиграми", а в прорыве укрепленных позиций противника. Благодаря мощной броне и 122-мм орудию ИС-2 справлялся с этим делом превосходно.
6. Т-54 стал первой массовой послевоенной моделью. Танк производился на протяжении целых 30 лет и участвовал в конфликтах по всему миру на протяжении почти полувека, хотя в настоящее время уже безнадежно устарел, поскольку не рассчитан на противодействие современным противотанковым комплексам.
7. Принятый на вооружение в 1973 году основной боевой танк Т-72 до сих пор стоит на вооружении десятков стран. Пройдя через многочисленные локальные конфликты на рубеже веков машина доказала свою высокую надежность и боевую эффективность.
2. БТ-7. Быстроходная колесно-гусеничная машина прекрасно подходила под концепцию наступательной маневренной войны. БТ-7 хорошо проявили себя во время сражения на Халхин-Голе. К сожалению, в начале Великой Отечественной войны Красной армии было не до стремительных наступательных операций, а вот недостаточное бронирование оказалось критическим недостатком этого танка. После катастрофических потерь 1941 года БТ-7 использовался очень ограниченно, хотя и прослужил до самого конца войны.
3. Т-34. Знаменитая "тридцатьчетверка", оружие победы. Принятая на вооружение незадолго до начала войны модель оказалась очень удачной - танк сочетал в себе отличную по состоянию на 1941 год защиту и огневую мощь с высокой скоростью и маневренностью. Еще более важными качествами в условиях полномасштабной войны оказались легкость эксплуатации и простота производства. До появления у немцев в 1942-1943 г.г. новых танков Т-IV, Т-V и Т-VI, Т-34 превосходил по своим характеристикам все машины противника. После глубокой модернизации 1943 года модель Т-34-85, вооруженная 85-мм орудием, смогла достаточно эффективно противостоять даже "Тиграм" и "Пантерам".
В итоге Т-34 составили основу танковый частей Красной Армии. На "тридцатьчетверке" воевал Дмитрий Лавриненко - самый результативный советский танкист, уничтоживший более пятидесяти танков противника.
4. КВ-1. Названный в честь Клима Ворошилова тяжелый танк наводил настоящий ужас на немцев в 1941 году - уничтожить 47-тонную машину штатными противотанковыми средствами Вермахта было предельно сложно. В прямом столкновении с КВ у немецких танков просто не было шансов. К сожалению, ненадежность многих узлов и сложность в эксплуатации в условиях 1941 года оказались критическими - очень много ценных машин было потеряно в связи с поломками.
5. ИС("Иосиф Сталин")-2. В 1944 году на смену КВ пришел более совершенный тяжелый танк, способный на равных бороться с новыми немецкими машинами. Впрочем, основная его задача состояла не в дуэлях с "Тиграми", а в прорыве укрепленных позиций противника. Благодаря мощной броне и 122-мм орудию ИС-2 справлялся с этим делом превосходно.
6. Т-54 стал первой массовой послевоенной моделью. Танк производился на протяжении целых 30 лет и участвовал в конфликтах по всему миру на протяжении почти полувека, хотя в настоящее время уже безнадежно устарел, поскольку не рассчитан на противодействие современным противотанковым комплексам.
7. Принятый на вооружение в 1973 году основной боевой танк Т-72 до сих пор стоит на вооружении десятков стран. Пройдя через многочисленные локальные конфликты на рубеже веков машина доказала свою высокую надежность и боевую эффективность.
Автор: Анатолий Печенога