Как уничтожали Китайскую империю изнутри



 
Вторая половина 19 века и начало 20 столетия вошли в историю как период империалистический войн, когда государства воевали не ради территорий, а ради рынков сбыта. В Китае они прошли под названием "Опиумные войны". 

Ничего не нужно! 

Вся Европа переживала бум восточных товаров: от продуктов, главный из которых — чай, до предметов роскоши. Небывалым спросом пользовался фарфор, дорогие ткани, предметы интерьера. Тенденция получило название «ориентализма». 

Но Англия и Китай в торговле были не на равных: экспорт с Востока шёл полномасштабный, а вот импортировать было практические невозможно. Китай демонстративно отказывался от заморских товаров, делая исключений лишь для русской пушнины. Между тем, Англия была передовым промышленным государством, и стране нужно было как-то реализовывать продукцию, которой с каждым днём было всё больше. 

Политика самоизоляции 

Проблема обострялась и политическим курсом. На троне царила Маньчжурская династия, которая довела традиционную для Поднебесной идею избранности китайского народа, окружённого варварами, на небывалый уровень. Империя Цин демонстративно не имела никаких дипломатических связей с другими государствами, с презрением относясь к немногочисленным купцам, допущенным на территорию страны через один – единственный порт. 

Китай мог диктовать свои цены, свои условия торговли, назначать сделки только через официальных посредников. У Британской же империи в тот момент начались экономические проблемы в Индии. 

Опиум как мода 

Поскольку производство хлопка в Индии практически остановилось, англичане вспомнили о другом производимом там сырье — опиумном маке для ритуальных целей. В метрополии знали о его разрушительном действии на человеческий организм, и потому решили начать масштабную кампанию по «подсаживанию» китайцев на этот наркотик. 

Успешно пропагандировалось опиумокурение в провинциях, деревнях; наркоманами стала значительная часть населения. Опасная тенденция распространилась на все слои населения — курили и крестьяне в глубинке и чиновники в столице и даже армия. Это отражалось на здоровье, работоспособности, интеллекте и продолжительности жизни. 

Поздно спохватились 

Не сразу власти осознали степень катастрофы — даже после официального запрета в 1800 году продажи не падали. Мало того, конкуренция только росла, а цены становились ниже. Теперь же, теневой бизнес потащил за собой развитие коррупции в стране, включая высший эшелон. Деревни вымирали, чиновники и таможенники богатели. 

В 1839 году в провинцию Гуандун был направлен ревизор Линь Цзэсюй. Сырьё начали принудительно отнимать, делая, однако, послабления: торговцам, поклявшимся прекратить своё гнусное дело, опиум заменяли чаем. Это было очень хорошим шансом для купцов, но очень плохим исходом для Британии, поскольку она не только провалила свой план по деморализации китайцев, но и перестала получать от этого прибыль. 

Шаг вперёд и шаг назад 

Если с иностранными торговцами у Линь Цзэсюя проблем не было, то со своими же договориться было сложно. Противники возникли среди высших слоёв населения — многие значительно наживались на наркомании крестьян и пришли в ярость от сложившейся ситуации. Другая же сторона напротив, требовала и вовсе закрыть для «белых варваров» границы, пока он окончательно не уничтожили страну изнутри. 

Император не мог принять конкретную сторону — он лавировал между двумя группировками знати. Линь Цзэсюй же не мог выбить из казны деньги на обещанный чай. В итоге, правитель, опьянённый первыми успехами антиопиумной операции, даёт распоряжение полностью изгнать из Поднебесной "варваров". 

Британия получает повод к войне и выигрывает сражения почти без потерь. За взысканием убытков в Китай отправляется огромный современный флот. Китайское же правительство не успевает мобилизовать силы, рассредоточенные по всей территории. Ситуация с армией, и так подорванной наркотической зависимостью, усугубляется тайными рейдами противника в военные лагеря — продавали солдатам опиум в несколько раз дешевле. Это окончательно сломило сопротивление всех видов войск. К августу 1840 года Англия почти дошла до Пекина, и испуганному государю пришлось согласиться на все условия и подписать Нанкинской договор 

Нанкинский мирный договор 

Август 1842 года ознаменовался унижением китайского правительства. Нанкинский договор стал первым из целого ряда т.н. «неравноправных» соглашений, которые был вынужден принимать Китай. Военный флот и армия теперь пребывали в Китае постоянно. Император же был обязан выплатить контрибуцию в более чем 20 миллионов юаней (серебром). Положения договора снимали всякую юридическую ответственность перед китайскими властями для иностранцев и местных жителей, работающих на них. 

Страну как лоскутное одеяло поделили между собой торговцы, которым не нужно было теперь ютиться в одной провинции. Помимо Англии, признанной наиболее желанным гостем, в страну проникли США и Франция. 

Независимость от британского правительства Китай получит только в следующем веке. 


+ 0 -

Комментарии:


Новости партнеров:


  • Рейтинг@Mail.ru
  • Яндекс.Метрика