В Балтийском море есть остров, под названием Узедом, на этом острове располагается полигон Пенемюнде. Во времена Второй мировой войны здесь проводили испытания ракет Фау-1 и Фау-2 и новейших самолетов, кроме того здесь еще располагался лагерь для военнопленных, в котором содержались заключенные, для выполнения различных работ. Среди этих заключенных находился летчик Красной армии Михаил Девятаев.
Немного о самом летчике
Миша был тринадцатым ребенком в большой крестьянской семье. Мама родила его в непростой 1917 год. Его детство пришлось на простые, революционные годы. В юношестве, как и подобало мальчишкам его возраста, он увлекся авиацией. Это его увлечение привело к тому, что к началу войны он окончил летную школу имени Валерия Чкалова. Михаил воевал с фашистами с самого начала войны. В плен попал в 1944 году, к тому моменту на его счету было уже 9 сбитых вражеских самолета.
Будучи в плену, он попадает в Лодзинский лагерь для военнопленных, откуда уже через месяц вместе с товарищами совершает побег. После того, как их ловят, они попадают в лагерь Заксенхаузен, только теперь на их робах имеются нашивки смертников. Но тут в историю вмешивается проведение. Местный парикмахер меняет его нашивку на нашивку обычного заключенного, срезанную с робы умершего пленного врача Никитенко. Под этим именем и с новой фамилией он попадает в лагерь Пенемюнде.
План побега
Идея, бежать из плена на самолете, пришла Михаилу Девятаеву в голову сразу, как только он увидел на острове самолет. Перед ним стояла непростая задача, подобрать команду верных товарищей, которые сохранят план побега в тайне, не смотря ни на что. Постепенно собралась команда из десяти человек. Некоторые из членов команды работали рядом с аэродромом, другие налаживали связи с конвоирами, а остальные обдумывали детали плана побега. Сам Девятаев старался при случае, под любым предлогом побывать в соседних бараках, в которых ремонтировали приборные панели самолетов, что бы постараться как можно лучше их изучить.
Побег был запланирован на март 1945 года.
10 дней жизни
Когда товарищами была запланирована дата побега и даже выбран самолет, случилось то, что заставило их форсировать события, и ускорить побег. «10 дней жизни», так называлась форма расправы, которую совершали заключенные, работающие на администрацию лагеря, над неугодными. На протяжении десяти дней продолжались различные издевательства и жестокие избиения провинившегося. Они были настолько жестокими и извращенными, насколько могла позволить их больная фантазия. Если на десятый день несчастный был еще жив, его просто добивали. Вот к такой казни, за драку, и был приговорен Михаил Девятаев.
После первого же избиения он понял, что он не доживет и до девятого дня приговора. Было принято решение бежать.
Дерзкий побег
И вот, выменяв себе места в двух рабочих бригадах, группа товарищей из десяти человек отправилась ремонтировать земляной ров возле аэродрома. Они дождались, когда часовой удалиться и один из них незамедлительно убил заточкой конвоира. Они рывком преодолели расстояние, отделявшее их от самолета, сняли чехлы и попытались его завести. Двигатель молчал. В самолете отсутствовал аккумулятор. Ни секунды не мешкая, они нашли тележку с аккумуляторами и завели самолет. Самолет стал набирать скорость, но даже набрав ее ни как не мог взлететь. Чуть не упав в море, Девятаев разворачивает самолет и вновь бежит по взлетной полосе, тут Михаил догадался, что рулевые триммеры стоят в режиме посадки, снова разгон.
На полосе уже засуетились немцы, они поняли, что с самолетом не ладное. Некоторые уже достали оружие и открыли огонь, но самолет уже взмыл вверх. В это момент им в хвост пристроился, возвращавшийся с задания истребитель. Он успел выпустить по ним пару пулеметных очередей и отстал. Видимо у него кончились патроны, и топливо было на исходе.
Заключенные улетали в сторону родной, советской земли, а вместе с ними улетала специальная секретная радиоаппаратура для запуска новейших немецких ракет Фау-2 и различная техническая документация, которая оказалась на борту именно этого самолета.
Автор: Aleks lifestyle